Самые ласки ее не были для него тлетворны, а напротив, носили в себе гораздо более
духовного элемента, нежели ласки «Дашутки-звереныша», «чертова отродья», «проклятой», как мысленно стал называть Дарью Николаевну ее муж, не могущий, однако, подчас противостоять внешним чарам этой женщины, не брезгавший дележом любви своего мужа между ею и Фимкой.
Неточные совпадения
Но при этом остается и материалистический
элемент, который играет главным образом отрицательную роль в борьбе против самостоятельности
духовных начал и ценностей.
Нигилизм типически русское явление, и он родился на
духовной почве православия, в нем есть переживание сильного
элемента православной аскезы.
Движение вперед человечества совершается не так, что лучшие
элементы общества, захватив власть, употребляя насилие против тех людей, которые находятся в их власти, делают их лучшими, как это думают и консерваторы и революционеры, а совершается, во-первых, и главное, тем, что люди все вообще неуклонно и безостановочно, более и более сознательно усваивают христианское жизнепонимание, и, во-вторых, тем, что, даже независимо от сознательной
духовной деятельности людей, люди бессознательно, вследствие самого процесса захватывания власти одними людьми и смены их другими, невольно приводятся к более христианскому отношению к жизни.
Ему остается чужда
духовная ограниченность позитивизма, то миродовольство, которым отравлены и философия, и наука, — оно чувствует себя залетным гостем, вестником из иного мира, и составляет наиболее религиозный
элемент внерелигиозной культуры.
Это была реакция не против
элементов политического и социального освобождения, которые в этой революции заключались, а против её
духовного облика, против её моральных результатов для человека, которые мне представлялись неприглядными.
Духовная жизнь имеет целостный характер, в ней синтезируются раздельные
элементы душевной жизни.
Только дух синтезирует
духовную жизнь, без духа душа распадается на
элементы мыслей, ощущений, волений, эмоций и пр.
И в этой
духовной борьбе дух должен овладеть природными
элементами души и тела для их вечной жизни, для воскресения вечной жизни.
Бессмертен и вечен в человеке не
элемент душевный и не
элемент телесный, сами по себе взятые, но
элемент духовный, действие которого в
элементе душевном и телесном и образует личность, осуществляет образ и подобие Божье.
Огромная и трудная задача философской этики и заключается в различении
духовных и социальных
элементов в нравственной жизни.
Человек бессмертен и вечен, как
духовное существо, принадлежащее к нетленному миру, но он есть
духовное существо неестественно и фактически, он есть
духовное существо, когда он осуществляет себя
духовным существом, когда в нем побеждает дух и духовность овладевает его природными
элементами.
Таким образом все посвящение ребенка в православие, которое должно было руководить его, как
духовный культ и «
элемент народный», заканчивалось на двенадцатом году жизни, когда все понятия еще так детски несовершенны…
Понимание любви как исключительно
духовной, не заключающей в себе никакого душевного
элемента, есть извращение любви.
Этот божественный
элемент в человеке есть дух, есть
духовное начало в человеке.
Если в греческой мысли, у Плотина, в идеалистической философии интеллектуальный
элемент, признанный
духовным по преимуществу, вытесняет
элемент сердечный, душевно-эмоциональный, то в аскетической святоотеческой литературе и в литературе мистической нередко интеллектуальный
элемент отнесен к душевному, а не
духовному, и вытесняется.
Христианская аскеза, которая сама требует очищения от инородных
элементов, освобождает тело от власти низших стихий, подчиняя его
духовному началу, т. е. спиритуализирует.
Бёме должен войти в нашу
духовную жизнь как вечный
элемент, ибо никогда еще гнозис человеческий не подымался до более сверхчеловеческих высот.
Почти мимовольно вырвавшиеся выше строки, которые я тем не менее желаю здесь оставить, потому что считаю их сказанными нечаянно, но кстати, не должны, однако же, быть истолкованы в таком претензионном смысле, как будто я хочу или могу пополнить чем-нибудь замеченный мною печальный пробел в нашей
духовной журналистике, — доселе еще бедной живым
элементом и терпящей вполне достойное и заслуженное ею безучастие общества за свой сухой, чисто отвлеченный тон и неинтересный характер.